Работа по созданию межпоколенных балансов в рамках системы национальных счетов началась в конце 1980-х гг., хотя идеи по их использованию были высказаны на двадцать лет раньше (см. Денисенко, М. Б., & Козлов, В. А. (2019)). Концептуальный подход к определению и построению национальных трансфертных счетов, основанных на межпоколенческих балансах, был разработан в конце 1990-х начале 2000-х гг. известными американскими учеными – демографом Рональдом Ли и экономистом Эндрю Мэйсоном.
Широкий научный и общественный интерес к оценке последствий демографических изменений, а также результаты многочисленных научных изысканий привели к тому, что в 2002 г. был запущен международный проект по разработке системы национальных межпокленных (трансфертных) счетов. В число первых участников проекта помимо развитых стран (США, Франция, Япония) входили и развивающиеся страны (Бразилия, Индонезия, Тайвань, Чили), которые столкнулись с ускоренным демографическим переходом и, как следствие, быстрыми изменениями в возрастном составе населения. Первоначально проект поддерживался Национальным институтом старения США. Но спустя несколько лет, к поддержке проекта присоединился Фонд ООН по проблемам народонаселения, затем Еврокомиссия, Центр по развитию международных исследований Канады, Отдел народонаселения секретариата ООН. Число стран участниц за период с 2002 по 2013 г. увеличилось с 7 до 41. В настоящее время в проекте участвует почти 100 стран и более подробная информация доступна на официальном сайте проекта.
Сегодня национальные трансфертные счета представляют собой полную систему взаимосвязанных показателей потоков экономических благ от одного поколения или возрастной группы к другим на национальном уровне в данном календарном периоде. Среди принципов их построения отметим следующие. Во-первых, базовой концепцией является концепция жизненного цикла экономической жизни человека. Действующие экономические механизмы и социальные институты обеспечивают перераспределение ресурсов между возрастными группами. Во-вторых, экономические потоки увязываются с индивидами определенного возраста, а не с домохозяйствами. Речь идет, в том числе о трансфертах, которые передаются государством домохозяйствам или определенным социальным группам населения. Трансферты внутри домохозяйств также анализируются и увязываются с возрастом их членов. В-третьих, национальные трансфертные счета основываются на системе национальных счетов, а суммарные объемы доходов и потребления отдельных возрастных групп, межпоколенных трансфертов благ равны соответствующим оценкам национальных счетов.
Отметим, что изменения в структуре населения ставят перед лицами, принимающими решение особые задачи при проведении социальной и экономической политики. Например, с сокращением рождаемости и последующим снижением числа детей следует ли семьям и государству направить высвобождающиеся ресурсы на повышение качества образования и здравоохранения для каждого ребёнка или на обеспечение пожилого населения? Если в стране растет численность и доля трудоспособного населения, возможно ли в этом случае ускорить экономический рост, создавая достаточное количество рабочих мест, или следует экспортировать излишки рабочей силы, способен ли экономический рост т для всех? В случае увеличения численности пожилого населения при каких условиях будут устойчивы системы социального и пенсионного обеспечения? Использование национальных трансфертных счетов позволяет найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с изменениями в демографических структурах и процессах.
Так, например, в течение XX века правительства многих стран расширяли предложение социальных услуг для поддержки детей и пожилых. Упомянутые программы финансировались за счет налогов на трудоспособное население. Однако в настоящий момент из-за существенных изменений в соотношении работающего населения (в демографической нагрузке), с одной стороны, и детей и пожилых, с другой, размер государственных программ и порядок их финансирования приходится пересматривать. НТС помогает смоделировать возможности финансирования социальных обязательств государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, оценивая ожидаемые поступления налогов и необходимости отчислений на социальную поддержку в различных возрастных группах в зависимости от перспектив демографического развития.
Снижение рождаемости высвобождает средства для инвестиций в человеческий капитал и экономическое развитие, и создает возможности для быстрого увеличения численности населения в трудоспособных возрастах. При определенных условиях эти демографические факторы ускоряют экономический рост и способствуют получению демографического дивиденда. Национальные трансфертные счета помогут определить эти условия для стран Центральной Азии. Остальные страны СНГ находятся на той стадии развития, когда определяющими изменениями в возрастном составе является увеличение численности и удельного веса во всем населении лиц старшего возраста. Тем не менее, как показывают оценки, выполненные в том числе на основе национальных трансфертных счетов, даже в условиях старения населения рост можно поддерживать и также получать демографический дивиденд. Таким образом, НТС позволят определить, как обеспечить экономический рост и устойчивое развитие в условиях меняющихся количественных соотношений между поколениями. НТС открывает новые возможности в изучении проблем неравенства, бедности, общественных финансов и распределения ресурсов между поколениями в целом. Предоставляя лицам, принимающим решения, оценки распределения дохода, потребления, сбережения и прочих ресурсов по возрастным группам, НТС дополняет систему макроэкономических показателей, дополняя ее более конкретными индикаторами, чем, например, традиционный ВВП на душу населения.