Курс «Методология построения национальных трансфертных счетов (НТС) и их использование в социальной политике»

Программа разработана с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н; квалификационных требований, указанных в квалификационных характеристиках работников образования, должности руководителей, должности педагогических работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н; квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

Актуальность построения национальных трансфертных счетов: В последние десятилетия бывшие советские республики, как и другие страны мира, переживают заметные демографические изменения, которые проявляются в снижении рождаемости, увеличении продолжительности жизни, интенсивной международной и внутренней миграции и, как следствие, в трансформации возрастного состава населения. В одних странах, в которых демографический переход близок к завершению или завершился, наблюдается ускоренное старение населения, в других, где рождаемость начала снижаться сравнительно недавно, - увеличивается доля трудоспособных возрастов и сокращается доля детей. Демографические изменения являются вызовом для современного общества, социальные институты которого сформировались в период преобладания детей и молодежи. Найти ответы на эти вызовы — значит преодолеть возможные проблемы и конфликты, с одной стороны, и реализовать открывающиеся возможности для развития, с другой. В этом состоит одна из главных задач социально-экономической политики.

Для того, чтобы оценить вклад демографических изменений и экономическое развитие  и дать лицам, принимающим решения, методы оценки этого вклада, включая оценку распределения потоков благ между отдельными поколениями, в 1990-х гг. американскими учеными: демографом Рональдом Ли и экономистом Андрю Мейсоном - была разработана методология построения системы так называемых национальных трансфертных или национальных межпоколенческих счетов (National Transfers Accounts, NTA). В 2002 г. был запущен глобальный проект «National Transfers Accounts», который в настоящее время реализуется при поддержке Фонда ООН по народонаселению. Участники проекта NTA представляют исследовательские группы, сформированные на базе университетов, научных институтов и правительственных учреждений более, чем 80 стран мира. Из бывших союзных республик в проекте участвуют только Азербайджан, Молдова и Россия.

Цель программы: формирование системных знаний о последствиях демографических изменений и методах построения системы национальных межпоколенческих (трансфертных) счетов (НТС):

  • знание современных подходов и принципов к построению национальных межпоколенческих счетов;
  • умение строить национальные трансфертные счета, в т.ч. владение навыками работы с источниками данных, необходимыми для их разработки, выполнения необходимых оценок и моделирования параметров счетов;
  • умение интерпретировать полученные результаты и использовать их при разработке программ социально-экономического развития, прогнозов и принятии политических решений о проведении социальных и экономических реформ;
  • применение новых знаний для оценки социально-экономической ситуации и основных тенденций в стране, мире и регионах EECA.
  • Категория слушателей: сотрудники научных институтов и профессорско-преподавательский состав  высших учебных заведений (специализация по направлению макроэкономика, экономика благосостояния, демография), работники национальных статистических служб (специалисты в области национальных счетов, статистики доходов и уровня жизни, статистики населения), государственные служащие (министерство экономики, министерство финансов), занимающиеся анализом последствий демографических изменений для экономического развития.